Версия для слабовидящих
Проект закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» принят в первом чтении

Проект закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» принят в первом чтении

28.11.2023
Сегодня на заседании одиннадцатой сессии Государственного Совета депутаты в первом чтении приняли законопроект «О бюджете Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Как отметила, представляя проект документа, министр финансов Удмуртии Вера Сухих, законопроект о бюджете Удмуртии на предстоящую трёхлетку сформирован и подготовлен на основе прогноза социально-экономического развития, который содержит расчёт базовых бюджетообразующих показателей. Главная задача бюджетной политики на ближайшие три года — обеспечение социальной стабильности в регионе. В приоритете остаётся реализация мероприятий указов и стратегических инициатив Президента Российской Федерации.
На 2024 год доходная часть бюджета Удмуртской Республики определена в сумме 92 млрд 42 млн рублей, расходы в предстоящем году планируются в сумме 92 млрд 520 млн рублей. Дефицит бюджета в 2024 году предусмотрен в размере 478 млн рублей, что составляет 0,6 процента от уровня налоговых и неналоговых доходов.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета на 2024 год запланированы в объеме 78 млрд 141 млн рублей, отметила министр, добавив, что объемы безвозмездных поступлений из федерального бюджета будут уточнены ко второму чтению проекта бюджета. При этом в 2024 году темп поступления налоговых доходов в бюджет составит 106 процентов, а в целом, в будущем году налоговые доходы запланированы в объеме 76 млрд 873 млн рублей.
Расходы бюджета Удмуртской Республики на 2024 год сформированы на основе приоритетов и возможности доходной базы бюджета региона. По-прежнему наибольший удельный вес занимают расходы социального блока: 39 процентов расходов предусмотрено на финансовое обеспечение отрасли образования, 16,5 процента – здравоохранения и социальной политики.
В проекте бюджета полностью заложены расходы на выплату заработной платы, выполнение социальных обязательств перед гражданами, трансферты фонду обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение Дорожного фонда, оплату по договорам лизинга и концессий, уплату налога на имущество и земельного налога, обеспечение информационной безопасности и обслуживание госдолга.
Расходы на развитие отрасли образования в проекте бюджета на 2024 год распределены следующим образом: 30,4 млрд рублей предусмотрено на организацию образовательного процесса, в том числе школьного, дошкольного, профессионального и дополнительного образования, 1,5 млрд рублей – на организацию питания младших школьников с 1 по 4 класс и детей из многодетных и малообеспеченных семей с 5 по 11 класс. 1,5 млрд планируется направить на обеспечение безопасности образовательных организаций. Ещё 1,5 млрд рублей будут направлены на кадровое обеспечение и выплаты педагогам и студентам, 621 млн рублей запланированы на оснащение школы в деревне Хохряки в рамках концессионного соглашения, а также 168 млн рублей направят на внедрение цифровой среды в образовательные организации и оснащение школ государственными символами.
На государственную программу Удмуртской Республики «Развитие здравоохранения» в проекте бюджета предусмотрено 15 млрд 228 млн рублей, в том числе 382 млн рублей – за счёт федерального бюджета. Федеральные целевые средства, в частности, предусмотрены на оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и cосудистых отделений, создание единого цифрового контура здравоохранения, переоснащение медорганизаций, оказывающих помощь больным с онкологическими заболеваниями, на оснащение медицинскими изделиями медучреждений, оказывающих помощь по медицинской реабилитации и на развитие паллиативной медицинской помощи.
Основную долю бюджетных расходов в отрасли здравоохранения составляют расходы на взносы в фонд ОМС – 8,8 млрд рублей.
376 млн рублей предусмотрены на социальные обязательства: организацию питания в медучреждениях, выплаты медицинским работникам, реализацию мер по стабилизации демографической ситуации в республике, долечивание граждан в санаторно-курортных учреждениях, компенсация ЖКУ медицинским работникам на селе, выплаты на усиленное питание донорам, соцгарантии гражданам пожилого возраста.
На укрепление материально-технической базы запланировано 300 млн рублей, которые будут направлены на покупку оборудования в медучреждения.
1,6 млн рублей выделят на лекарственное обеспечение, в том числе лечение злокачественных новообразований и лиц, больных диабетом, лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, лечение редких (орфанных) заболеваний, профилактика инфекционных заболеваний, туберкулеза, природно-очаговых инфекций, лечение ВИЧ-инфекции, лекарственное обеспечение прочих заболеваний. На оказание населению услуг в сфере здравоохранения, включающих функционирование учреждений в сфере здравоохранения, высокотехнологичную медицинскую помощь и паллиативную помощь будет выделено 3,9 млн рублей.
На отрасль социальной политики в 2024 году в проекте республиканского бюджета в преддверии первого чтения документа предусмотрено 10 млрд рублей. Из них 730 млн рублей предусмотрено на обеспечение жильем детей-сирот. На поддержку семей с детьми планируют направить 4 млрд. руб. Эти средства предусмотрены в том числе на выплату универсального пособия, поддержку многодетных семей, выплаты детям-сиротам. 1,5 млрд. рублей будет выделено на поддержку льготных категорий граждан, ежемесячные денежные выплаты, региональные доплаты к пенсии. 494 млн. рублей предусмотрено на финансовое обеспечение сферы труда и занятости, в том числе на оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта и выплаты безработным гражданам.
На развитие отрасли культуры в проекте бюджета на 2024 год предусмотрено 1 млрд 499 млн рублей, из которых 165 млн рублей – за счёт федеральных средств, в том числе 103 млн рублей будет направлено на реконструкцию и оснащение учреждений культуры, 57 млн рублей – на развитие сети учреждений культурно-досугового типа и создание новых учреждений культуры и 4,8 млн рублей – на сохранение объектов культурного наследия.
56,8 млн рублей будет выделено на развитие национальной политики в республике, ещё 11,9 млн рублей направят на государственную охрану объектов культурного наследия, 11,7 млн - на развитие регионального туризма.
На финансовое обеспечение государственной программы «Физическая культура и спорт» на 2024 год предусмотрены средства в сумме 1 млрд 14,4 млн рублей, из них 463,2 млн – за счет федерального бюджета. Средства планируется направить в том числе на создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной собственности для занятий физической культурой и спортом, приобретение спортивного оборудования и инвентаря, закупку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок, а также на реализацию мер, направленных на поощрение спортсменов и тренеров и государственную поддержку организаций, входящих в систему спортивной подготовки.
В части молодёжной политики предусмотрены расходы на проведение Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтёрства «Регион добрых дел», реализацию программы комплексного развития молодёжной политики в регионах Российской Федерации «Регион для молодых».
На развитие экономики республики предусмотрено 14,3 процента бюджетных расходов. Так, расходы Дорожного фонда на 2024 год к первому чтению проекта республиканского бюджета запланированы в сумме 7 млрд 977 млн рублей. 3 млрд 707 млн рублей будут направлены на развитие сети автомобильных дорог, ещё 3 млрд 44 млн рублей – на содержание дорог регионального, межмуниципального и местного значения. На поддержку экономики республики за счет средств федерального бюджета предусмотрены расходы в сумме 1 млрд 641 млн рублей, в том числе финансовые средства будут направлены на поддержку АПК, малого и среднего предпринимательства, реализацию региональных программ развития промышленности, и реализацию мероприятий нацпроекта «Производительность труда».
В частности, на развитие и поддержку АПК в 2024 году предусмотрено 1 млрд 464 млн рублей. Из них 1 млрд 96 млн рублей – на стимулирование развития АПК и малых форм хозяйствования, 244 млн рублей – на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации. 47 млн рублей планируется направить на производство и реализацию зерновых культур, а ещё 44 млн рублей – на стимулирование увеличения производства картофеля и овощей.
На 2024 год запланировано 38 млрд 632 млн рублей межбюджетных трансфертов местным бюджетам. Это 41,8 процента от общей суммы расходов. Основная доля федеральных субсидий муниципалитетам приходится на обеспечение бесплатным горячим питанием и на поддержку программ формирования современной городской среды. Основная доля республиканской части – на развитие сети автомобильной дорог. В части предоставления иных межбюджетных трансфертов основная доля федеральной части приходится на вознаграждение за классное руководство, республиканской части – на обеспечение безопасности в образовательных организациях, на обеспечение дорожной деятельности и на реализацию инициативного бюджетирования. Большая часть субвенций муниципальным образованиям будет направлена на выплату заработной платы воспитателям и учителям.
Верхний предел госдолга на 1 января 2025 года прогнозируется в размере 69 млрд 563 млн рублей. В структуре госдолга основную долю, 88 процентов, составляет задолженность по бюджетным кредитам из федерального бюджета, 7 процентов – обязательства по ценным бумагам Удмуртской Республики, и 5 процентов – кредиты, полученные в кредитных организациях.
Председатель постоянной комиссии Госсовета по бюджету, налогам и финансам Наиль Мухамедзянов отметил, что в проекте бюджета на 2024 год и плановый период подготовленном на первое чтение, учтены все социально значимые расходы. Это касается мероприятий, направленных на реализацию Посланий Президента и Главы Удмуртской Республики в области социальной поддержки, здравоохранения, образования, спорта, культуры, занятости.
«Самое главное, что хочется сказать, что бюджет сбалансированный, он учитывает все социально значимые расходы. Это и заработные платы, и ОМС, и расходы на здравоохранение, культуру, спорт. Всё то, что отмечено в Посланиях Президента страны и Главы нашей республики, нашло отражение в бюджете, который мы приняли в первом чтении. Бюджет остаётся социально ориентированным. Мы с коллегами и Правительством провели большую работу в части анализа расходных статей. Считаем, что есть статьи недофинансированные, и нам предстоит большая работа по поправкам в ходе подготовки проекта закона ко второму чтению. Мы максимально учтём необходимые расходы, но перед этим важно поработать и над доходами. Мы анализируем доходную часть, и прежде всего налоговые поступления, исходя из позитивного прогноза социально экономического развития, и рассчитываем, что доходную часть можно тоже увеличить для того, чтобы исполнить расходную часть. Уверен, у нас с коллегами из Правительства Удмуртии все получится, и мы качественно подготовим бюджет развития республики для рассмотрения в окончательном чтении», - прокомментировал Наиль Мухамедзянов.
Председатель Государственного Совета Удмуртии Владимир Невоструев отметил, что подготовка законопроекта ко второму чтению будет вестись постоянными комиссиями и фракциями Госсовета в тесном взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами, общественными организациями, экспертами, чтобы максимально учесть все необходимые расходы, как в части финансового обеспечения социальной сферы, так и поддержки развития региональной экономики. Кроме этого, ключевые вопросы в рамках формирования республиканского бюджета будут традиционно обсуждаться на заседании двух Президиумов: Госсовета и Правительства Удмуртии. Второе чтение проекта бюджета республики на трёхлетний период запланировано на 12 декабря.
«С учётом тех изменений, которые у нас ожидаются в части поступлений из федерального бюджета и собственных доходов, мы планируем детально рассмотреть распределение дополнительных расходов, пересмотрим поправки, уже подготовленные постоянными комиссиями, и примем решение на что направить дополнительные средства. Предложения, на что в первую очередь обратить внимание, традиционно обсудим на заседании двух Президиумов и совместно примем решения, учитывающие, в первую очередь, интересы наших граждан и приоритеты в развитии региона», - сообщил Владимир Невоструев.
«Сегодня на сессии депутаты Государственного совета приняли в первом чтении проект бюджета на 2024 и плановый период 2025-2026 годов. Традиционно мы понимаем, что это - не финальная версия. Во втором чтении нам с коллегами предстоит внести в проект бюджета серьезные коррективы, но самое главное, о чем я хочу сказать, - они совершенно точно будут в сторону увеличения. Так, например, дополнительно нам предстоит распределить 11 миллиардов рублей, существенная часть, из которых — это дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Весь этот и предыдущий год Глава республики Александр Владимирович Бречалов очень активно вел работу с Министерством финансов Российской Федерации. Благодаря этому нам удалось доказать, что мы, являясь субъектом, вносящим значительный вклад в формирование доходной части федерального бюджета, имеем право на увеличение дотации на выравнивание. И на 2024 год она будет на 30 процентов увеличена по сравнению с 2023-м годом. Республика получит на 3,8 млрд рублей больше», - прокомментировал Председатель Правительства республики Ярослав Семенов.
Сегодня же на заседании сессии приняли постановление Государственного Совета «Об утверждении итогового протокола о результатах общественного обсуждения по проекту закона Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», которым общественное обсуждение по проекту закона о республиканском бюджете признано состоявшимся, а итоговый протокол - утверждённым.
Председатель постоянной комиссии Госсовета по бюджету, налогам и финансам Наиль Мухамедзянов напомнил, что общественное обсуждение проекта бюджета Удмуртской Республики проводилось в онлайн-формате в период с 5 по 15 ноября включительно.
«У всех граждан нашей республики, в том числе общественных организаций была возможность ознакомиться с материалами к бюджету, изучить их и оставить свои предложения, замечания, вопросы в электронном виде или отправить на официальную почту Госсовета. От граждан и общественных организаций поступило 10 обращений, в том числе от 8 граждан, 1 общественной организации и 1 политической партии. Все представленные замечания и предложения граждан зафиксированы нашей комиссией, подробно рассмотрены и включены в Итоговый протокол», - резюмировал Наиль Мухамедзянов.



Возврат к списку