Версия для слабовидящих
Вопросы внедрения бережливых технологий в отрасль здравоохранения обсудили на выездном заседании Президиума Государственного Совета

Вопросы внедрения бережливых технологий в отрасль здравоохранения обсудили на выездном заседании Президиума Государственного Совета

19.04.2019
Сегодня под председательством Алексея Прасолова состоялось выездное заседание Президиума Государственного Совета, посвященное внедрению бережливых технологий в отрасль здравоохранения. Местом проведения заседания стала Ижевская городская поликлиника № 2, с 2017 года участвующая в реализации пилотного проекта «Бережливая поликлиника». На примере работы медицинского учреждения депутаты подробно изучили механизмы и методики бережливых технологий в медицине, ознакомились с результатами работы поликлиники, проанализировали основные нюансы создания новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь. 
Как рассказала главный врач Городской поликлиники № 2 Нина Капачинская, сегодня поликлиника обслуживает порядка 25-28 тысяч человек, в день учреждение посещают около 570 пациентов. В поликлинике имеются практически все узкие специалисты, необходимые для оказания первичной медико-санитарной помощи, полноценная лаборатория, ультразвуковая диагностика, в том числе многофункциональная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы. В декабре 2017 года был приобретен маммограф. Все это позволяет в стенах одного учреждения проводить полноценную диспансеризацию практически за один день. 
Проект «Бережливая поликлиника» внедрялся постепенно: от бережливой регистратуры до комплексной работы на всех этапах оказания медицинской помощи. Среди основных задач проекта по внедрению бережливых технологий Нина Капачинская отметила повышение удовлетворённости пациентов качеством и доступностью медицинской помощи и минимизация сроков диагностики и лечения заболевания. Кроме того, подчеркнула руководитель учреждения, бережливым должно быть отношение не только к пациентам, но и к сотрудникам. 
«Если сотрудник недовольный, он не оказывает качественную медицинскую помощь», - пояснила она. 
Для работников поликлиники созданы максимально комфортные условия труда и отдыха, установлен достойный размер заработной платы. Третья немаловажная задача – эффективное использование ресурсов поликлиники. Нина Капачинская поделилась, что опыт поликлиники сейчас широко востребован на как территории республики, так и за её пределами: сотрудники поликлиники с радостью консультируют коллег по внедрению бережных технологий, организуют на базе медучреждения семинары, охотно делятся опытом на тематических межрегиональных конференциях. 
Сложнее всего, отметила главный врач, было менять стереотипы, как среди врачей, так и среди пациентов. В этом помогли психологические тренинги и образование психолога у администратора. Кроме того, в регистратуре в прямом смысле отсутствуют барьеры между сотрудником и пациентом в виде перегородки или иных ограничителей, что также способствует доброжелательному, доверительному общению. Снижению напряженности в ожидании приема помогает внедрение электронной очереди, понятные и четкие информационные стенды. На сегодняшний день администрация поликлиники работает над проектом, предусматривающим восстановление советской практики диспансеризации хронических больных. Помимо этого, в целях оптимизации работы поликлиники, часть её служб выведена на аутсорсинг.
По результатам двух лет работы по внедрению бережливых технологий удовлетворенность пациентов, согласно результатами опроса, который проводили страховые компании, превысила отметку 90 процентов. Удовлетворенность сотрудников - около 97 процентов. В будущем, по словам Нины Капачинской, можно настолько развить электронные услуги и логистику, что регистратура станет не нужна, а записаться на обследование к узким специалистам можно будет онлайн из кабинета терапевта. 
Министр здравоохранения Удмуртской Республики Игорь Титов отметил, что наряду с Городской поликлиникой № 2 в 2017 году в перечень государственных медицинских организаций, участвующих в реализации пилотного проекта «Бережливая поликлиника», была также включена детская поликлиника Городской клинической больницы №7. 
Удмуртская Республика в 2017 году вошла в число 23-х субъектов Российской Федерации, участвовавших во второй волне проекта, рассказал министр, а республиканский детский санаторий «Юськи» первый из санаториев России начал реализацию федерального пилотного проекта «Бережливый санаторий», увеличив количество юных посетителей в три раза. 
В 2018 году Удмуртская Республика в числе 33 регионов страны участвовала в приоритетном проекте «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», в его реализации приняли участие 68 поликлиник региона, из них 40 детских и 28 взрослых. 
Результаты, достигнутые по итогам проведённых в прошлом году мероприятий, впечатляют: более чем в три раза сократилось время ожидания очереди в регистратуру, в 4 раза – время ожидания ответа оператора call-центра. В три с половиной раза уменьшилось время ожидания приема врача, а время работы доктора непосредственно с пациентом увеличилось вдвое. 
Удмуртия сегодня входит в число 4 субъектов Российской Федерации по реализации проекта по созданию поликлиники федерального значения для последующего тиражирования в других субъектах. Площадкой для реализации проекта для создания такого образца является Городская поликлиника № 2. 
В 2019 году в работу по внедрению бережливых технологий дополнительно включатся 54 медицинские организации, в том числе взрослые и детские поликлиники. 
Депутаты Госсовета высоко оценили эффективность применения бережливого подхода при организации деятельности медицинского учреждения и подчеркнули, что такой опыт должен быть использован во всех медучреждениях республики: как в городских, так и в сельских. 
Заместитель Председателя Государственного Совета, руководитель профильной постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике Надежда Михайлова акцентировала внимание на том, что, первичное звено – это главное звено здравоохранения, поэтому работа здесь должна быть организована максимально продуктивно и профессионально. 
«Если на таком уровне, как эта поликлиника у нас станут работать другие поликлиники, то те задачи, которые стоят сейчас перед нами по увеличению продолжительности жизни, снижению смертности от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, основных в структуре смертности населения, да ещё при правильном образе жизни, конечно, будут выполнены», - сказала вице-спикер парламента республики. 
Основные задачи по внедрению бережливых технологий под силу выполнить практически любому учреждению здравоохранения, отметила Надежда Михайлова, главное – желание работать. Председатель постоянной комиссии подчеркнула, что принципы финансирования сегодня одинаковы для всех учреждений здравоохранения, а варианты применения бережливых технологий могут быть совершенно разными, главное, чтобы они преследовали основную и самую важную цель – комфорт и благополучие врача и пациента.

Возврат к списку