
О состоянии в Удмуртской Республике работы по обеспечению соответствия уставов муниципальных образований федеральному и региональному законодательству
30.09.2011 О состоянии в Удмуртской Республике работы по обеспечению соответствия уставов муниципальных образований федеральному и региональному законодательствуДобрый день, уважаемые коллеги!
Развитие современного гражданского общества неразрывно связано с развитием местного самоуправления.
На муниципальном уровне идет активная работа по формированию современного муниципального права. Главное место среди муниципальных правовых актов занимает Устав муниципального образования. Он призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования.
В этой деятельности значительная роль отдана Министерству юстиции Российской Федерации, на территориальные органы которого возложена функция по осуществлению государственной регистрации муниципальных образований и уставов муниципалитета.
Данная регистрация ведется как в документальном, так и электронном виде.
На территории Удмуртской Республики еще в 2005 году было зарегистрировано 341 муниципальное образование и соответственно 341 устав.
В настоящее время проводится работа по обеспечению соответствия уставов муниципальных образований федеральному и региональному законодательству.
По состоянию на 1 сентября 2011 года Управлением зарегистрировано и внесено в информационную систему «Реестр уставов муниципальных образований и реестр муниципальных образований Российской Федерации» 348 уставов муниципальных образований, в том числе 7 новых уставов муниципальных образований в связи с утратой прежних, и 2273 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
С информацией о данных документах можно ознакомиться на официальном сайте Минюста России.
За 8 месяцев текущего года зарегистрировано 2 устава и 266 муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. За аналогичный период прошлого года были зарегистрированы 1 устав и 331 муниципальный правовой акт.
При осуществлении государственной регистрации Управление проводит проверку соответствия устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции и законам Удмуртской Республики, а также проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава и муниципального правового акта.
За всю практику государственной регистрации фактов оставления уставов и решений о внесении изменений в уставы муниципальных образований без рассмотрения и возврата их без регистрации не было.
Отказов в государственной регистрации также за последние два года не было. В предыдущие годы отказы были, но их немного. Всего было принято 9 решений об отказе, из них в 2006, 2008, 2009 годах было принято по 1 решению об отказе в государственной регистрации, в 2007 году было принято 6 решений об отказе в госрегистрации.
Основные причины отказа – несоответствие вопросов местного значения, предусмотренных в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы, статьям 14,15,16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также несоблюдение 30-дневного срока со дня официального опубликования проекта решения о внесении изменений в устав до дня его принятия и отсутствие кворума при принятии решений.
Кроме того, с 2009 года Управлением дополнительно проводится антикоррупционная экспертиза уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в них. По состоянию на 1 сентября 2011 года коррупциогенных факторов не выявлено.
Отсутствию отказов, коррупциогенных положений устава способствует большая методическая и практическая работа, проводимая специалистами Управления. В частности, сотрудниками Управления совместно с представителями муниципалитетов проводятся регулярные рабочие встречи по проектам документов, разрабатываются проекты модельных решений, принимается участие в совместных семинарах, совещаниях.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Аппарат Главного федерального инспектора по Удмуртской Республике, представителей Государственного Совета, Администрации Президента и Правительства республики, Совета муниципальных образований Удмуртской Республики за предоставленную Управлению возможность участвовать в соответствующих мероприятиях, за совместную подготовку проектов документов.
Только в прошлом году Государственным Советом Удмуртской Республики было проведено 6 таких семинаров, в работе которых принимало участие наше Управление. В этом году мы также приняли участие в 2 семинарах, проведенных Государственным Советом, в работе круглого стола с представителями муниципальных образований, организованном Главным федеральным инспектором по Удмуртской Республике, а также в работе VI съезда Ассоциации развития и поддержки местного самоуправления «Совет муниципальных образований Удмуртской Республики».
Каждый год совместно с Администрацией Президента и Правительства республики для муниципалитетов разрабатываются примерные решения о внесении изменений в уставы.
Обеспечение соответствия уставов муниципальных образований федеральному и региональному законодательству обусловлено изменениями федеральных законов и нормативных правовых актов Удмуртской Республики. Только за этот год уже было внесено 9 изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Всего со дня принятия Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» подвергся изменению 65 раз.
В свете предстоящих выборов в представительные органы муниципальных районов и поселений особого внимания требуют нормы устава, связанные с избирательным законодательством.
Так, в конце 2009 года были внесены изменения в избирательное законодательство, касающиеся избирательной системы, применяемой при проведении выборов депутатов представительных органов городских округов и муниципальных районов. Кроме этого, существенно изменился количественный состав избирательных комиссий всех муниципальных образований. Указанные вопросы в обязательном порядке должны быть отражены в уставе.
Вместе с тем до сих пор не приведены в соответствие с данными изменениями уставы как поселений, расположенных на территории Каракулинского района, так и самого муниципального района, а также уставы муниципальных образований «Порымозаречное» (Граховский район), «Камбарское» (Камбарский район), «Бемыжское» и «Крымско-Слудское» (Кизнерский район).
В 2010 году был принят ряд изменений, в соответствии с которыми требуется упорядочение положений уставов городских округов и муниципальных районов в части вопросов, касающихся отзыва депутата, создания депутатских объединений.
В связи с уточнением порядка досрочного прекращения полномочий депутата требуется внести изменения в уставы и по этому вопросу.
В целом работа по приведению уставов в соответствие с федеральным и региональным законодательством ведется. Примерные решения, разработанные Управлением совместно с Администрацией Президента и Правительства республики, доведены до Ассоциации развития и поддержки местного самоуправления «Совет муниципальных образований Удмуртской Республики», Аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, а также размещены на официальном сайте Управления – www.minjust18.ru.
Сейчас также идет работа по подготовке новых примерных решений с учетом последних изменений федерального законодательства.
Управлением уже рассмотрены проекты решений большинства муниципальных образований. В настоящее время учтены все последние изменения в законодательстве такими муниципальными образованиям, как «Италмасовское», «Якшур-Бодьинское» «Зюинское». Все они прошли государственную регистрацию в нашем Управлении.
Недостаточно активно вносятся изменения, как уже было озвучено, муниципальным образованием «Каракулинский район», поселениями, расположенными на территории указанного района, муниципальными образованиями «Порымозаречное» (Граховский район), «Камбарское» (Камбарский район), «Бемыжское» и «Крымско-Слудское» (Кизнерский район).
Следует отметить, что за весь период государственной регистрации решения, принятые Управлением о государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, в судебном порядке не оспаривались.
Проблемой в деятельности по обеспечению соответствия уставов действующему законодательству является то, что главами муниципальных образований не соблюдаются сроки, установленные федеральным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» принятое решение на регистрацию представляется в 15- дневный срок и только главой муниципального образования.
Решение муниципального образования «Липовское» (на территории Кизнерского района), принятое в июне 2010 года, было представлено на государственную регистрацию только в апреле этого года.
Как и прежде проблемным вопросом остается непредоставление главами муниципальных образований сведений об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы после их государственной регистрации в установленный срок.
В 10 –дневный срок практически такие сведения никто не направляет.
Из 2273 решений о внесении изменений в уставы имеется информация об опубликовании только 1556 решений. Не опубликовано 717. Это означает, что эти акты не вступили в силу и не могут применяться.
По информации Минюста России на 1 августа 2011 года на территории Приволжского федерального округа было зарегистрировано 40887 муниципальных правовых актов, из них опубликовано 29445, не опубликовано 11442, что составляет 28 % от общего количества зарегистрированных документов.
Лучше всех в этом направлении работают:
в Саратовской области, – там не опубликовано 5 % актов,
в Чувашской Республике – не опубликовано 13 % актов,
в Кировской области – не опубликовано 16%.
Удмуртия в Приволжском федеральном округе на 11 месте (не опубликовано 30% актов). Хуже Удмуртии – 36 % неопубликованных актов в Башкирии, 50% - в Нижегородской области, 62% - в Самарской области.
Данная информация включается в государственный реестр уставов муниципальных образований, а из-за того, что она не представлена, реестр ведется ненадлежащим образом.
Большие нарушители в этом главы муниципальных образований - сельских поселений, расположенных на территориях Селтинского, Увинского и Сарапульского районов (за исключением главы муниципального образования «Сигаевское»). Названными поселениями не предоставлена информация об опубликовании решений практически за все годы.
Для решения этой проблемы в начале 2010 года в прокуратуры районов были направлены письма об оказании содействия по исполнению главами муниципальных образований соответствующего положения Федерального закона.
Как показывает практика после направления таких писем в прокуратуры районов предоставление сведений значительно активизируется. В сентябре вновь были направлены письма в Селтинскую, Увинскую и Сарапульскую прокуратуры.
Понимаем, что опубликование требует дополнительных финансовых расходов, поэтому мы уже не раз рекомендовали главам муниципальных образований перенять опыт Киясовского, Каракулинского, Кезского и ряда других районов и учредить собственные средства массовой информации.
В настоящее время информация об опубликовании всех зарегистрированных решений представлена Балезинским, Воткинским, Каракулинским районами, а также поселениями, расположенными на территориях указанных районов.
Также хочу сообщить, что 14 апреля этого года в городе Екатеринбурге с участием Министра юстиции Российской Федерации А.В. Коновалова состоялось заседание Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Свердловской области, на котором обсуждались вопросы муниципального нормотворчества и ведения баз данных муниципальных правовых актов.
На заседании было обращено внимание на низкое качество подготовки муниципальных правовых актов и отсутствие в муниципалитетах квалифицированных юридических кадров. По итогам заседания было принято решение о проработке вопроса взаимодействия с высшими учебными заведениями в части подготовки специалистов для работы в муниципалитетах. Управлением в высшие учебные заведения республики были направлены соответствующие письма. От Ижевского юридического института (филиала) ГОУ ВПО «Российская правовая академия Минюста России», УдГУ была получена информация о подготовке программ повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих.
Думаю, что все мы также примем активное участие в этом мероприятии.
Благодарю за внимание.
Надеюсь на взаимопонимание и дальнейшее сотрудничество.