Версия для слабовидящих
Информация Прокуратуры УР по итогам проверок НПА в 2012 году

Информация Прокуратуры УР по итогам проверок НПА в 2012 году

31.10.2012
Информация Прокуратуры УР по итогам проверок НПА в 2012 году Решение Совета депутатов от ___ июня 2012 года № ___ «Об определении перечня мест на территории муниципального образования «__________ район», нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию и перечня общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей» Пунктом 2 акта установлено, что по истечении срока, предусмотренного частью 2 ст.5 Закона Удмуртской Республики от 18 октября 2011 года № 59-РЗ «О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике», ввиду отсутствия в муниципальном образовании «__________ район» специализированного учреждения для несовершеннолетних, ребенок доставляется сотрудниками отдела полиции «________» в МУЗ «________ центральная районная больница». Вместе с тем, статья 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предоставляет органам местного самоуправления лишь полномочия по определению на территории соответствующего муниципального образования в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается. Помимо того, согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также законы субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции. Органы местного самоуправления не вправе регулировать деятельность органов внутренних дел. Порядок поощрения (награждения) муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования «______», утвержден постановлением Главы муниципального образования «_______» от ____ марта 2012 года № ____ Пунктом 3 акта установлено, что рассмотрение ходатайства о награждении муниципального служащего муниципального образования «_______» Почетными грамотами, вручения Благодарственного письма Администрации муниципального образования «_______ район», муниципального образования «__________ район», производится в порядке, определенном нормативно-правовыми актами муниципального образования «_________ район», Администрации муниципального образования «________ район». Согласно пункту 3.5. этого же акта решение о поощрении и награждении муниципального служащего органами государственной власти Удмуртской Республики принимается по представлению руководителя органа местного самоуправления муниципального образования «_________» в порядке, определенном нормативно-правовым актом соответствующего органа государственной власти Удмуртской Республики. Между тем, регулирование вопросов деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесено Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений. Более того, в силу статьи 16 закона Удмуртской Республики от 20 марта 2009 года № 10-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике» органы местного самоуправления принимают решение о награждении и поощрении только в части поощрений и наград, определенной в собственном муниципальном образовании. Положение об обнародовании нормативно-правовых актов муниципального образования «________», утвержденное решением Совета депутатов МО «________» № ___ от ____ марта 2011 года В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов. Согласно пункту 3 статьи 47 этого же Федерального закона порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования. Порядок обжалования муниципальных нормативных правовых актов и иных решений, принятых органами местного самоуправления муниципального образования «________», утверждённый решением Совета депутатов МО «_______» от ___ августа 2012 года № ___ Порядок обжалования нормативных правовых актов закреплен в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Согласно пунктам «г» и «о» Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, соответственно, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, а также гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Таким образом, органы местного самоуправления не вправе регулировать своими актами перечисленные вопросы. Положение о порядке вырубки зеленых насаждений на территории муниципального образования «________» _________ района Удмуртской Республики, не входящих в земли государственного лесного фонда Российской Федерации, утвержденное решением Совета депутатов МО «________» от ____ августа 2012 года № ____ Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 55 Лесного Кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Пунктом 3 этой же статьи определено, что Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанных положений действующего законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. Помимо того, данный вопрос не отнесен к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, перечисленным в статье 84 Лесного Кодекса Российской Федерации. Неправомерным будет и установление муниципальным актом ограничений, касающихся вырубки насаждений, находящихся на участках, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве собственности. В силу статьи 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник, которому принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Положение о земельном налоге, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования «_______» Пунктом 1.3. акта установлено, что администрация сельского поселения совместно с органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра и регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, представляют в налоговый орган сведения, необходимые для определения налоговой базы для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей, по состоянию на начало налогового периода. Вместе с тем, полномочия органов местного самоуправления при установлении ими земельного налога, четко определены Налоговым Кодексом Российской Федерации: - установление ставок налога (пункт 2 статьи 387); - установление порядка и сроков уплаты налога (пункт 2 статьи 387); - установление порядка и сроков представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы (часть 6 статьи 391); - установление налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 387); - установление права для отдельных категорий налогоплательщиков не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (пункт 9 статьи 396). Это исчерпывающий перечень вопросов, которые представительные органы местного самоуправления могут регулировать муниципальными актами. Иные вопросы муниципальные акты регулировать не вправе. Кроме того, данная норма противоречит требованиям пункта «г» статьи 71 Конституции РФ вопросы установления системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности находятся в ведении Российской Федерации. - Положение об организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения в МО «_______», утвержденное Решением Совета депутатов МО «______» от ____ мая 2011 года № _____ Пунктом 4.1. акта определено, что исполнители (поставщики) - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления оказания услуг электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения и водоотведения и получившие лицензии в установленном законодательством порядке. Пунктом 4.3. акта установлено, что исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем. Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 1 закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, статья 4 акта, определяющая обязанности предприятий, оказывающих услуги, в целом, противоречит статье 3 ГК РФ, устанавливающей перечень актов, составляющих гражданское законодательство. Положение о порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности муниципального образования «_______», утверждённое решением Совета депутатов МО «______» от февраля 2011 года № ____ Абзацем 2 пункта 1.3. акта установлено, что арендаторами объектов муниципального имущества могут выступать юридические и физические лица, в том числе иностранные, зарегистрированные в Российской Федерации в установленном порядке. Данный вопрос, в силу статьи 2 ГК РФ, регулируется гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. - Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утверждено решением Совета депутатов муниципального образования «______» Пунктом 5.2. акта установлено, что администрация муниципального образования вправе не дать согласие на заключение предприятием договора аренды в случае наличия одного из обстоятельств, указанных в настоящем пункте. Данная норма содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «б» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (коррупциогенный фактор, устанавливающий для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, выражающийся в определении компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций). Пунктом 6 акта определен закрытый перечень способов отчуждения муниципального имущества. Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Перечень способов приватизации определен статьей 13 указанного Федерального закона, закрытый перечень способов отчуждения муниципального имущества, определенный пунктом 6 акта, противоречит требованиям федерального законодательства. Кроме того, пункт 11.1. акта определяет перечень видов бюджетных поступлений, который не учитывает положения статьи 41 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и противоречит ей. Положение о порядке присвоения имен государственных и общественных деятелей, выдающихся людей УР предприятиям, учреждениям, организациям, а также улицам, площадям, другим составным частям населенных пунктов на территории МО «_____» в соответствии с Указом Президента Удмуртской Республики от 06.07.2010г. № 124 Пунктом 4 акта установлено, что присвоение имен государственных и общественных деятелей, выдающихся людей УР предприятиям, учреждениям, организациям республиканского подчинения осуществляется Правительством УР. Вместе с тем, в силу преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 указанного акта система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и данные органы осуществляют свою деятельность самостоятельно. Регулирование деятельности государственных органов власти субъектов Российской Федерации не входит в перечень вопросов местного значения, определенных статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По аналогичным основаниям противоречат действующему законодательству пункты 5, 7 акта. Положение о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «__________» Пунктом 6.3. акта определен способ установления нормативной цены подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия. Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В силу пункта 3 этой же статьи приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Следовательно, органы местного самоуправления вправе лишь осуществлять приватизацию, руководствуясь нормами федерального законодательства, и не могут регулировать вопросы, связанные с регулированием процесса отчуждения принадлежащего им имущества.

Возврат к списку