Версия для слабовидящих
Отчёт о деятельности постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам за 2020 год

Отчёт о деятельности постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам за 2020 год


23.04.2021 Бюджетная и налоговая политика Удмуртской Республики в отчётном периоде была направлена на решение задач по обеспечению сбалансированности регионального бюджета и местных бюджетов, гарантированное исполнение социальных обязательств, реализацию национальных проектов и оздоровление государственных финансов. Большое внимание уделялось реализации мероприятий по профилактике, лечению и противодействию распространения новой коронавирусной инфекции в целях поддержки отраслей экономики и граждан республики, пострадавших во время пандемии.
В центре внимания постоянной комиссии по-прежнему остаются такие направления, как укрепление доходной базы консолидированного бюджета Удмуртской Республики, её расширение на основе повышения инвестиционной привлекательности, обеспечение роста объёмов налоговых доходов консолидированного бюджета региона.
В Удмуртии 2020 год был объявлен Годом предпринимательства, поэтому приоритетом законотворческой деятельности  постоянной комиссии стала работа по поддержке индивидуальных предпринимателей – субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях поддержки индивидуальных предпринимателей и организаций, в том числе занятых в наиболее пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции отраслях экономики, в отчётном периоде проведена работа, направленная на внесение изменений в законы Удмуртской Республики, устанавливающие налоговые ставки на территории республики, в части установления новых или продления действующих налоговых льгот.
Установлены новые льготы по налогу на имущество организаций для организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе для социально ориентированных некоммерческих организаций; организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере проведения культурно-развлекательных и массовых мероприятий; арендодателей помещений и другим налогоплательщикам.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, впервые зарегистрированным на территории Удмуртской Республики в 2020 и 2021 годах в связи с переменой ими места нахождения или места жительства, дано право использовать льготные налоговые ставки по упрощённой системе налогообложения. Принятие данной преференции направлено на привлечение новых субъектов малого и среднего предпринимательства из других регионов страны. В итоге за 2020 год наблюдается 5-кратное повышение количества организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Удмуртской Республики по сравнению с 2018-2019 годами, их количество только за 2020 год превысило 1050 единиц.
В целях совершенствования и актуализации Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» в 2020 году создана рабочая группа с участием представителей органов власти Удмуртской Республики всех уровней, включая депутатов Государственного Совета, муниципальных образований и индивидуальных предпринимателей. Деятельность рабочей группы нацелена на выработку решений по уменьшению налоговой нагрузки индивидуальных предпринимателей по налогу на имущество организаций, исчисляемой от кадастровой стоимости недвижимого имущества. Итогом деятельности рабочей группы стало принятие закона «О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», в соответствии с которым сохранены льготные ставки налога на 2020 и 2021 годы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется от кадастровой стоимости, соответственно сдвинуты сроки увеличения налоговых ставок на 2022 и последующие годы.
С 1 января 2021 года закончилось действие специального налогового режима в виде единого налога на вменённый доход. Для поддержки налогоплательщиков, которые использовали до 2021 года данный налоговый режим, а также для тех, кто использовал совмещённый режим налогообложения, установлены льготные налоговые ставки по упрощённой системе налогообложения.
С целью поддержки начинающих предпринимателей по инициативе постоянной комиссии в 2021 году принят Закон Удмуртской Республики от 23 апреля 2021 года № 28-РЗ «О внесении изменений в Закона Удмуртской Республики «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощённой системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Удмуртской Республики».
Начиная с 2020 года граждане могут регистрироваться и вести свою предпринимательскую деятельность в качестве самозанятых. По данным налоговых органов, по состоянию на 1 марта 2021 года, количество налогоплательщиков, уплачивающих налог на профессиональную деятельность, приблизилась к 11 тыс. человек.
Совершенствование межбюджетных отношений, в том числе расширение практики общественного участия в управлении муниципальными финансами посредством развития механизмов инициативного бюджетирования и самообложения граждан также остаётся актуальной частью работы постоянной комиссии.
В рамках совершенствования регионального законодательства принят закон, вносящий изменения в регулирование межбюджетных отношений в Удмуртской Республике. Это долгожданный закон для органов местного самоуправления, в соответствии с которым в 2 раза увеличиваются объёмы бюджетных ассигнований муниципальных дорожных фондов за счет предусмотренного законом увеличения доли налоговых доходов бюджета Удмуртской Республики от акцизов на топливо, подлежащей распределению по дифференцированным нормативам отчислений в бюджеты муниципальных образований в Удмуртской Республике – с 10% до 20%.
Проводилась кропотливая работа по внесению изменений в Закон Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», в течение отчётного периода в него законодательно внесено 3 поправки, направленные на осуществление мероприятий, направленных на поддержку промышленного производства, агропромышленного комплекса, транспорта, ЖКХ, на строительство дорог, капитальные вложения, обеспечение бесперебойного функционирования государственных и муниципальных учреждений, осуществление мер социальной поддержки гражданам республики, а также связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактику и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
В рамках формирования бюджета на 2021 год и плановый период в ноябре 2020 года в дистанционном формате проведены публичные слушания по проекту закона «О бюджете Удмуртской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Главная задача публичных слушаний – сделать процесс формирования и принятия бюджета республики максимально открытым и прозрачным для граждан, привлечь к этой работе общественные институты и политические партии.
Принять участие в публичных слушаниях мог любой житель республики, на официальном сайте Государственного Совета Удмуртской Республики для всех желающих была организована прямая трансляция публичных слушаний. В процессе обсуждения итогов исполнения бюджета от граждан поступили актуальные предложения о проблемах финансирования школ и детских садов, об увеличении мер поддержки многодетных семей и других проблемных моментах.
В ноябре-декабре 2020 года постоянной комиссией совместно с Главой Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики и депутатами Государственного Совета проведена большая работа по формированию бюджета Удмуртской Республики на очередной 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, который отвечает главным задачам, поставленным Президентом России, – в нём предусмотрено финансирование национальных проектов, поддержка отраслей экономики и выполнение социальных обязательств перед гражданами республики.
В соответствии с Планом законотворческой деятельности Государственного Совета приняты законы о внесении изменений в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и о бюджете фонда на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
В апреле 2021 года постоянной комиссией инициирован и проведён семинар-совещание на тему: «Об исполнении органами местного самоуправления в Удмуртской Республике наказов избирателей депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики». Целью работы семинара-совещания стала выработка решений по реализации закона о наказах избирателей в части осуществления финансирования мероприятий, направленных на их реализацию. В завершение работы семинара-совещания утверждён План мероприятий по исполнению наказов избирателей в муниципальных образованиях Удмуртской Республики в 2021 и 2022 годах, в котором указаны все этапы мероприятий, направленные на реализацию наказов избирателей, и установлены ответственные лица и органы государственной власти по их выполнению.
В течение отчетного периода проводилась работа над законопроектами, поступающими на рассмотрение в постоянную комиссию из Государственной Думы Российской Федерации. В отчётном периоде поступило в работу 183 проекта федеральных законов, из них поддержан 168.
Кроме того, постоянной комиссией в отчётном периоде рассмотрено 13 законодательных инициатив и обращений субъектов Российской Федерации, из них 11 были поддержаны. В рамках проведения парламентского контроля проведён анализ правовых актов в сфере налогового законодательства Удмуртской Республики.
За отчётный период в постоянную комиссию поступило 39 обращений граждан и общественных объединений. Адресованные обращения касались вопросов налогообложения в части исчисления налога на имущество от кадастровой стоимости, перехода на иные специальные налоговые режимы в связи с отменой единого налога на вменённый доход, возобновления автобусных пассажирских перевозок между поселениями на территории Удмуртской Республики. Всем заявителям подготовлены и направлены ответы.
Наиболее значимые нормативные правовые акты в сфере бюджета, налогов и финансов:
1.    Закон Удмуртской Республики от 1 октября 2020 года № 54-РЗ «О внесении изменения в статью 1 Закон Удмуртской Республики «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике». Увеличена доля налоговых доходов бюджета Удмуртской Республики от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла, подлежащей распределению по нормативам отчислений в бюджеты муниципальных образований в Удмуртской Республике. Ее размер составил 20 %. Нормативы отчислений в бюджеты муниципальных образований являются дифференцированными, их размер определяется исходя из протяжённости автомобильных дорог общего пользования местного значения соответствующих муниципальных образований.
2.    Закон Удмуртской Республики от 11 ноября 2020 года № 71-РЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» в части снижения налоговой нагрузки для организаций в отношении объектов газораспределительной системы». Закон освобождает от уплаты налога на имущество организации в отношении объектов газораспределительного назначения, введённых в эксплуатацию после 1 января 2020 года в рамках реализации программ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также утверждённых Правительством Удмуртской Республики программ газификации Удмуртской Республики, и (или) приобретённого после 1 января 2020 года из государственной либо муниципальной собственности. Снижение налоговой нагрузки на организации, осуществляющие строительство объектов газораспределения, носит социально значимый характер. Данная мера создаст максимально благоприятные условия для дальнейшего развития газификации Удмуртской Республики, а также позволит снизить общий возможный рост цены на природный газ для потребителей.
3.    Закон Удмуртской Республики от 11 ноября 2020 года № 72-РЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». Предоставляется право налогоплательщикам, которые являются арендодателями,  на уменьшение ставки налога на имущество организаций, подлежащей уплате в 2020 году в размере 50 процентов за второй квартал 2020 года, при условии снижения ими размера арендной платы арендаторам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включённым по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, приостановившим свою деятельность на период действия режима повышенной готовности в Удмуртской Республике и осуществляющим деятельность на территории Удмуртской Республики в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждён постановлением Правительства Российской Федерации.
4.    Закон Удмуртской Республики от 30 ноября 2020 года № 77-РЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». Внесены изменения в части расширения перечня объектов налогообложения по налогу на имущество организаций в отношении имущества, по которым налоговая база определяется по кадастровой стоимости. В соответствии с новой редакцией статьи 378.2 НК РФ, объектами недвижимого имущества юридических лиц, попадающими под налогообложение с учётом их кадастровой стоимости, признаются жилые помещения, гаражи, машиноместа, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Сохранены предусмотренные Законом Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» льготные ставки налога на 2020 и 2021 годы в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется от кадастровой стоимости, соответственно сдвинуты сроки увеличения налоговых ставок на 2022 и последующие годы.
5.    Закон Удмуртской Республики от 30 ноября 2020 года № 76-РЗ «О внесении изменений в статью 1.2 Закона Удмуртской Республики «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощённой системы налогообложения». Установлено дополнительное условие организациям и индивидуальным предпринимателям, впервые зарегистрированным на территории Удмуртской Республики в 2020 и 2021 годах, в связи с переменой ими места нахождения или места жительства, для применения льготных налоговых ставок при применении упрощённой системы налогообложения.
6.    Закон Удмуртской Республики от 30 ноября 2020 года № 78-РЗ «О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики». В рамках поэтапной реализации первоочередных мер поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в Удмуртской Республике, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, внесены изменения в пять законов Удмуртской Республики:
-   на 2020 год установлена налоговая ставка в размере 0 процентов по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по кинопрокату и организации культурно-массовых мероприятий;
- уменьшены размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по патентной системе налогообложения и дифференцированы по 4 группам муниципальных образований Удмуртской Республики в отношении видов экономической деятельности: сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков; розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, а также через объекты нестационарной торговой сети; услуги общественного питания;
- в соответствии с федеральным законодательством продлён срок «налоговых каникул» еще на три года до 31 декабря 2023 года для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей при применении упрощённой системы налогообложения и патентной системы налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг и услуг по предоставлению мест для временного проживания;
- на 2021 год установлены льготные налоговые ставки для субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих упрощённую систему налогообложения, при переходе с 1 января 2021 года на применение упрощённой системы налогообложения после снятия с учёта в качестве плательщика единого налога на вменённый доход;
- льготные налоговые ставки на 2020 год устанавливаются также организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по кинопрокату и организации культурно-массовых мероприятий при применении упрощённой системы налогообложения.
7.    Закон Удмуртской Республики от 25 декабря 2020 года № 85-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Утверждены основные характеристики бюджета Удмуртской Республики на 2021 год:
общий объём доходов бюджета 76 499 125,7 тыс. рублей;
- общий объём расходов бюджета 76 730 042,5 тыс. рублей;
- верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2022 года 59 035 572,3 тыс. рублей;
- дефицит бюджета в сумме 230 916,8 тыс. рублей.
Утверждены основные характеристики бюджета Удмуртской Республики на 2022 год и на 2023 год в объёме:
- доходы: на 2022 год в сумме 73 922 836,9 тыс. рублей и на 2023 год в сумме 73 394 720,5 тыс. рублей;
- расходы: на 2022 год в сумме 73 922 836,9 тыс. рублей, и на 2023 год в сумме 3 394 720,5 тыс. рублей;
- дефицит бюджета Удмуртской Республики на 2022 и 2023 годы по 0,0 тыс. рублей.
8.    Закон Удмуртской Республики от 20 февраля 2021 года № 7-РЗ «О внесении изменения в статью 1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощённой системы налогообложения». Принятие закона направлено на достижение высокой социальной эффективности правового регулирования – обеспечение сохранения значительной занятости работников на территории Удмуртской Республики, поддержку предпринимательской деятельности в особой экономической ситуации, обеспечение и сохранение выполнения социальных функций в Удмуртской Республики иными лицами, помимо государства. С 1 января 2021 года при переходе на применение упрощённой системы налогообложения установлены пониженные налоговые ставки для субъектов малого и среднего предпринимательства, применявших совмещённый режим налогообложения в 2020 году (упрощённую систему налогообложения и иные системы налогообложения) в размере 2 процентов - для выбравших в качестве объекта налогообложения доходы; в размере 5 процентов - для выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
9.    Закон Удмуртской Республики от 20 февраля 2021 года № 6-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О патентной системе налогообложения в Удмуртской Республике». Законом существенно расширен перечень видов предпринимательской деятельности для применения патентной системы налогообложения, скорректирован потенциально возможный к получению годовой доход, в том числе в зависимости от количества наёмных работников или площади торгового объекта.
10.    Закон Удмуртской Республики от 23 апреля 2021 года № 28-РЗ «О внесении изменений в Закона Удмуртской Республики «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощённой системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Удмуртской Республики». Законом дополнен перечень видов предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных на территории Удмуртской Республики, для которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов при применении патентной системы налогообложения непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

Возврат к списку материалов

Перейти в список депутатов

Перейти в список комиссий

Перейти в список фракций