Версия для слабовидящих
Выступление начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике Коняхина М.А. на совещании с главами муниципальных районов и городских округов 9 февраля 2011 года

Выступление начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике Коняхина М.А. на совещании с главами муниципальных районов и городских округов 9 февраля 2011 года

22.02.2011
Об обеспечении права граждан на получение квалифицированной юридической помощи в Удмуртской Республике

Выступление начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике  Коняхина М.А.  на совещании с главами муниципальных районов и городских округов 9 февраля 2011 года

 

Основной целью государства, его главным предназначением является обеспечение и защита прав и законных интересов гражданина. Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи закреплено в Конституции Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь гражданам предоставляется бесплатно.

Развитие данных положений Конституции нашло свое отражение в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности  и адвокатуре  в Российской Федерации», согласно которому обязанность по обеспечению граждан квалифицированной юридической помощью, а также по организации бесплатной юридической помощи на территории субъекта Федерации лежит на адвокатской палате. В нашей республике это - Адвокатская палата Удмуртской Республики, Президентом которой является Талантов Дмитрий Николаевич.

По состоянию на сегодня в республике статус действующих адвокатов имеют 707 человек. Присвоение, прекращение, приостановление и возобновление статуса адвоката осуществляется Адвокатской палатой.

Адвокаты осуществляют свою деятельность в  адвокатских образованиях. Это может быть коллегия адвокатов, адвокатское бюро, адвокатский кабинет или юридическая консультация. В основном все адвокатские образования сосредоточены в г. Ижевске. В районах республики, в основном, свою деятельность осуществляет один адвокат через  адвокатский кабинет.

В соответствии с законодательством общее число адвокатов всех адвокатских образований, расположенных на территории судебного района, должно составлять не менее двух на одного федерального судью. В случае, если это требование не выполняется, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

В связи с этим Правительством Удмуртской Республики в 2007 году было внесло в Адвокатскую палату представление об учреждении юридических консультаций в 25 районах. В настоящее время юридические консультации созданы и работают лишь в 8 районах республики: Балезинском, Вавожском, Глазовском, Дебесском, Кезском, Сюмсинском, Якшур - Бодьинском и Ярском.  

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности этих юридических консультаций осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

В 13 районах юридические консультации до сих пор не созданы (Алнашском, Граховском, Завьяловском, Игринском, Камбарском, Кизнерском, Каракулинском, Киясовском, Можгинском, Сарапульском, Увинском, Шарканском, Юкаменском районах. Эта ситуация вызывает заботу.

Основная проблема для юридических консультаций – отсутствие помещений. В связи с чем, хотелось бы обратиться к главам этих 13 муниципальных районов с просьбой оказать содействие Адвокатской палате в выделение помещений под юридические консультации.

Кроме адвокатского сообщества квалифицированную юридическую помощь населению оказывают нотариусы путем совершения нотариальных действий.

В 2010 году Постановлением Правительства Удмуртской Республики определено 30 нотариальных округов и 82 должности нотариусов. Пределы нотариальных округов установлены в соответствии с административно-территориальным делением, а число нотариусов - в зависимости от количества проживающего населения. Так, в Ижевске  осуществляют деятельность 35 нотариусов, в Глазове и Сарапуле -  по 5, Воткинске- 4 и в Можге - 3 , в районах, как правило, один нотариус, исключение составляют 5 районов (Балезинский, Завьяловский, Игринский, Малопургинский и Увинский), где деятельность осуществляют по 2 нотариуса.

Следует отметить, что в республике все нотариусы частнопрактикующие, государственных нотариальных контор нет. На сегодняшний день полномочиями на совершение нотариальных действий наделены 79 нотариусов. В 3-х нотариальных округах Граховском, Красногорском и Селтинском должности нотариусов остаются вакантными. Нотариальное обслуживание населения этих районов осуществляют нотариусы соответственно Алнашского, Юкаменского и Сюмсинского районов. Управление ежегодно объявляет конкурсы на замещение вакантных должностей нотариусов в этих районах, но желающих участвовать в них не находится. Выход один - готовить свои местные кадры.

При отсутствии нотариуса в связи с болезнью, отпуском или по другими уважительными причинами законодательством предусмотрено их временное замещение. Фактически  институт временного замещения отсутствующего нотариуса применяется только в городских нотариальных округах. Особую тревогу вызывают те муниципальные районы, где полномочия осуществляет один нотариус. При его отсутствии население остается без нотариального обслуживания, так как замещать нотариуса может только лицо, имеющее лицензию, а лиц, имеющих лицензии, в районах нет.

Поэтому не случайно законодательством с января 2008 года при отсутствии в поселении нотариуса глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения наделены правом на совершение отдельных видов нотариальных действий. В республике 291 поселение, где отсутствует нотариус. Фактически нотариальные действия осуществляются должностными лицами органов местного самоуправления в 28 поселениях 6 районов (Вавожском, Воткинском, Дебесском, Завьяловском, Камбарском, Ярском). Полагаем, что в целях обеспечения доступности нотариального обслуживания для населения муниципалитетам следует активнее включаться в этот процесс. Наше Управление и Нотариальная палата Удмуртской Республики готовы вам в этом помочь.

Контроль за осуществлением нотариусами нотариальной деятельности осуществляется Управлением и Нотариальной палатой. Вместе с тем хотелось бы обратиться к вам опять же за содействием в этой работе в части обеспечения соблюдения нотариусами графика работы, удобства режима работы для населения, а также  своевременного извещения населения о возможном отсутствии нотариуса. Не стоит забывать о том, что нотариусы должны быть для населения, а не население - для нотариусов.

Наряду с адвокатским и нотариальным сообществом работу по оказанию правовой помощи населению проводят правозащитные некоммерческие организации. В ведомственном реестре Управления зарегистрировано 38 таких организаций. Все они также сосредоточены в г. Ижевске.

Кроме того, юридическую помощь населению республики по вопросам своей деятельности оказывают федеральные и региональные органы власти, а также органы местного самоуправления.

В целях обеспечения прав граждан на получение юридической помощи в 2010 году наше Управление на базе автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ижевске» ежеквартально проводило Дни бесплатной юридической помощи. В данных мероприятиях участвовали представители министерств и ведомств, органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества.

Практика показала, что такие мероприятия населением востребованы. За консультациями к специалистам в эти дни обратилось около 500 человек. Уверен, что потребность в таких мероприятиях имеется у населения и в других муниципальных образований. Поэтому предлагаю рассмотреть вопрос о проведении на всей территории республики единых Дней бесплатной юридической помощи.

В заключение своего выступления немного отойду от темы и акцентирую Ваше внимание на некоторые проблемные моменты, связанные с государственной регистрацией уставов муниципальных образований.

К сожалению, до сих пор имеют место нарушения главами муниципалитетов процессуальных сроков, установленных федеральным законодательством, а именно несоблюдение 15-дневного срока для представления на государственную регистрацию принятого решения и 10-дневного срока для предоставления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы после их государственной регистрации.

Очень хочу, чтобы подобных нарушений не было, поэтому прошу присутствующих здесь глав муниципальных образований более ответственно подойти к данной процедуре.

Надеюсь на взаимопонимание и дальнейшее сотрудничество.

Благодарю за внимание.


Возврат к списку