Версия для слабовидящих
Вопросы целевой подготовки кадров в Удмуртии обсудили на заседании круглого стола

Вопросы целевой подготовки кадров в Удмуртии обсудили на заседании круглого стола

31.01.2020
Под руководством председателя постоянной комиссии по науке, образованию, культуре, национальной и молодёжной политике и спорту Татьяны Ишматовой в Государственном Совете состоялось заседание круглого стола, основной темой которого стала целевая подготовке кадров в Удмуртской Республике. В обсуждении вопроса приняли участие депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета ГД по образованию и науке Алексей Загребин, депутаты республиканского парламента, представители министерств, высших учебных заведений, предприятий и организаций Удмуртии.
В ходе заседания участники круглого стола отметили, что 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся совершенствования целевого обучения. Теперь договор о целевом обучении можно заключить для обучения в учреждениях как высшего, так и среднего профессионального образования. Ещё одним важным изменением является то, что договор о целевом обучении может быть заключен не только с абитуриентом, но и со студентом учебного заведения. Одной из причин предоставления такой возможности обеим категориям является то, что часто молодые граждане, поступающие в учебные заведения, не всегда в полной мере представляют себе будущую специальность, поэтому неохотно заключают договора на целевое обучение. 
С другой стороны, многие студенты только на старших курсах осознают значимость получаемой профессии и связанные с ней перспективы. 
Ранее возможность заключать договоры с обучающимися законодательно не была зафиксирована и предоставлялась только абитуриентам. 
Кроме того, появилась возможность заключить договор напрямую с работодателем, а также расширен перечень субъектов, с которыми обучающийся может заключить целевой договор. Это могут быть федеральные или региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели. Образовательное учреждение больше не является обязательной стороной договора. 
Новыми существенными условиями договора целевого обучения являются обязательства заказчика (работодателя) по предоставлению мер социальной поддержки студентов, включая материальное стимулирование, оплату дополнительных платных образовательных услуг, жилья, и трудоустройство по завершении учебы. Помимо этого, теперь на законодательном уровне также закреплены обязательства со стороны студента. Он обязан успешно обучаться и отработать не менее трех лет в организации заказчика. 
В связи с изменениями в федеральное законодательство, разработан республиканский законопроект «О внесении изменений в закон Удмуртской Республики «О реализации полномочий в сфере образования». В частности, законопроектом предлагается дополнить полномочия Правительства Удмуртии в части установления квоты на целевое обучение, порядка выплаты штрафов за неисполнение обязательств по договору, утверждения перечня направлений подготовки специальностей, приоритетных для экономики республики и порядка заключения договоров о целевом обучении. Также Правительство республики, согласно законопроекту, будет уполномочено осуществлять мониторинг трудоустройства граждан, получивших профессиональное образование по договору о целевом обучении. 
В ходе круглого стола обсудили опыт реализации подобных региональных законов в других субъектах федерации. Среди основных направлений работы, отмеченных в «дорожных картах» регионов - ежегодный прогноз востребованности в кадрах в отраслях экономики на 5-10 лет, профориентационная работа в школах и вузах совместно с предприятиями, учреждениями и организациями. Особое внимание уделяется обеспечению прохождения производственной практики, стажировки студентов на предприятии заказчиков целевой подготовки. При этом обязанность органов государственной власти и общественных объединений - мониторинг трудоустройства, потребности в кадрах, составление прогнозов. Кроме того, в 15 субъектах принят закон о молодых специалистах, предусматривающий ряд мер социальной поддержки, в том числе единовременные выплаты. В некоторых регионах предусмотрена частичная компенсация затрат на научно-исследовательскую, инновационную деятельность, получение высшего или дополнительного профессионального образования, найм жилья во время обучения. 
В ходе круглого стола участники отметили, что в Удмуртии при организации целевого приёма следует обратить внимание на выстраивание постоянного тесного взаимодействия образовательных учреждений, предприятий и отраслевых министерств. Отдельный вопрос – отток молодежи из городов и районов в целом, после окончания учебы молодые люди не стремятся возвращаться в муниципальные образования. 
Руководитель постоянной комиссии Татьяна Ишматова подчеркнула важность выстраивания комплексной эффективной системы организации целевого обучения, основанной на межведомственном взаимодействии и сотрудничестве с потенциальными работодателями. 
«Речь идёт не столько о вузах или предприятиях, речь идёт о республике, об обеспечении отраслей теми кадрами, которые нам необходимы. И Президент сейчас говорит о том, что надо расширять бесплатное очное образование в региональных вузах с такой целью, что эти ребята останутся именно у нас в республике. Изменения в закон мы будем отрабатывать с Правительством Удмуртии. Но я убеждена, что участие органов власти в этих процессах будет увеличено, - отметила Татьяна Ишматова, - Нам надо выработать подходы, понять, что надо сделать на законодательном уровне, как выстроить систему взаимодействия, чтобы она эффективно заработала».
Участники круглого стола также предложили ввести распределение и закрепление студента за работодателем, организовать мониторинг кадровой потребности в отраслях, создать региональную отраслевую программу по кадровому обеспечению, рассчитанную на несколько лет. 

Возврат к списку