Версия для слабовидящих
Общие сведения
 Презентация 80 лет законодательной (представительной) власти Удмуртии

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ УДМУРТИИ

 

26 июня 2018 года исполнится 80 лет со дня проведения первых выборов в Верховный Совет Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики. Это событие стало заметной вехой в истории Удмуртской Республики, всего ее многонационального народа. Законодательному органу Удмуртии исторически была предписана нелегкая судьба, насыщенная важными событиями, ставшими великим испытанием для народа республики, для страны в целом: политические репрессии 1930-х – 40-х годов, Великая Отечественная война, послевоенное лихолетье, трудовые годы пятилеток, перестройка, распад СССР, принятие Декларации о суверенитете Удмуртской Республики, подписание Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и Удмуртии, введение поста Президента Удмуртской Республики, законодательное регулирование социально-экономического развития, политических процессов в жизни многонационального народа Удмуртии.

Верховный Совет дважды принимал Конституцию Удмуртии – 31 мая 1978 года и 7 декабря 1994 года. В итоге за 12 созывов (1938-1995 годы) Верховного Совета была фактически написана новейшая история республики в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, были заложены основы современного республиканского законодательства, традиции парламентаризма и демократии.

Во главе Верховного Совета всегда стояли знаковые для республики фигуры: Арсений Васильевич Караваев, Агафон Николаевич Вахрушев, Аркадий Филиппович Богданов, Семен Иванович Ворончихин, Геннадий Дмитриевич Красильников, Василий Никитич Захаров, Василий Фомич Машагатов, Екатерина Ивановна Разеева, Валентин Егорович Калинин, Валентин Кузьмич Тубылов.

История Верховного Совета – это история многонационального народа республики, который вместе с народами всей страны пережил несколько эпох и общественно-экономических формаций. Правопреемником Верховного Совета является Государственный Совет Удмуртской Республики, наделенный законодательной и представительной функциями. Сегодня действует шестой состав депутатского корпуса парламента республики.

 

Основные этапы:

 В  1938 год на смену действующей системе представительной власти пришел новый орган народного представительства – Верховный Совет Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики. Первые выборы в новый государственный орган состоялись 26 июня 1938 года. Было избрано 142 депутата. В их составе было 49 рабочих, 65 крестьян и 28 представителей служащих и интеллигенции.

Согласно Конституции УАССР 1937 года Верховный Совет УАССР:

- являлся высшим органом государственной власти;

- избирался гражданами республики путем голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права по избирательным округам сроком на четыре года по норме один депутат на 7 500 человек населения;

- был наделен широким перечнем полномочий по принятию и изменению Конституции УАССР;

- осуществлял законодательную власть, утверждал народнохозяйственный план и бюджет республики;

- контролировал соблюдение законов СССР, РСФСР, УАССР.

 

25-27 июля 1938 года в Ижевске состоялась первая сессия Верховного Совета УАССР первого созыва. На ней были избраны:

- Президиум Верховного совета республики в составе Председателя, двух заместителей и 11 ее членов;

- образовано Правительство республики – Совет Народных Комиссаров Удмуртской АССР;

- сформированы три постоянные комиссии (мандатная, бюджетная и законодательных предложений).

 

 Интересный факт: все сессии Верховного Совета УАССР первого созыва проходили на двух языках. Основные доклады, важнейшие документы озвучивались на русском и удмуртском языках.

 

К началу 1940 года формирование системы государственной власти и управления Удмуртской АССР на основе новой Конституции республики было завершено.

В годы Великой Отечественной войны многие депутаты ушли на фронт. К концу первого года войны во всех местных советах республики осталось лишь 47 процентов к общему числу депутатов, избранных в довоенное время. Выборы и сессии в годы войны не проводились.

После окончания Великой Отечественной войны активизировалась сессионная работа Верховного Совета. На преодоление послевоенных трудностей был всецело ориентирован пятилетний план развития республики, одобренный депутатами Верховного Совета в качестве закона.

В 50-х годах на сессиях Верховного Совета активно обсуждаются важнейшие проблемы социального и экономического развития республики. Увеличилось число постоянных комиссий – к трем существующим добавились: по промышленности, транспорту и связи, по сельскому хозяйству, по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному строительству и благоустройству, по народному образованию, культуре и спорту, по здравоохранению и социальному обеспечению.

Конституция Удмуртской АССР 1978 года расширила полномочия автономной республики. Это сказалось и на возможностях Верховного Совета:

- Верховный Совет мог решать все вопросы, отнесенные к ведению автономной республики Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и Конституцией Удмуртии, впервые получив право принимать Конституцию УАССР, вносил изменения в Конституцию;

- утверждал государственные планы экономического и социального развития УАССР, ее бюджет, а также отчет о его исполнении;

- образовывал органы, подотчетные Верховному Совету, принимал законы, постановления и иные нормативные акты автономной республики (ст. 92—97).

- ст. 96 Конституции Удмуртской АССР предоставляла право законодательной инициативы в Верховном Совете Удмуртской АССР Совету Министров УАССР, постоянным и иным комиссиям, депутатам Верховного Совета автономной республики, Верховному Суду и прокурору Удмуртской АССР, а также общественным организациям в лице республиканских и соответствующих им органов. Следовательно, такое право существенно укрепляло статус автономной республики, расширяло ее возможности участвовать в делах как своей республики, так и РСФСР.

С 14 декабря 1984 года (10-я сессия 10-го созыва) вошли в практику депутатские запросы.

Следующий этап в реформировании высшего органа государственной власти республики связан с началом перестройки. В марте 1990 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета УАССР 12-го созыва – первые выборы на альтернативной основе. В парламент пришли представители разных партий и движений. Председателем Верховного Совета был избран В.К.Тубылов, одновременно он возглавил Президиум Верховного Совета УАССР (после 1991 года – Верховный Совет УР). Председатель Верховного Совета, его заместители, руководители постоянных комиссий и их заместители – работали на постоянной основе.

20 сентября 1990 года Верховным Советом УАССР принята Декларация о государственном суверенитете Удмуртии, которая послужила основой для новой Конституции УР, заключения Федеративного и межреспубликанских договоров и соглашений.

События августа 1991 года в Москве, приведшие к распаду СССР, положили начало структурным изменениям в государственной системе Удмуртии. Вслед за этим последовало принятие Верховным Советом УАССР ряда документов, которые привели к изменению названия республики с Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики (УАССР) на Удмуртскую Республику (1991 г.); утверждению республиканской символики – гимн, флаг и герб (1993 г.).

Одно из важнейших событий этого периода – принятие 7 декабря 1994 года Конституции Удмуртской Республики. Согласно принятой Конституции,  законодательным (представительным) и контрольным органом государственной власти Удмуртской Республики становился Государственный Совет Удмуртской Республики. Государственный Совет – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти Удмуртии. Статья 83 Конституции на тот период гласила, что высшим должностным лицом Удмуртской Республики является Председатель Государственного Совета.

Первые выборы в новый тип парламента Удмуртии – Государственный Совет Удмуртской Республики – были назначены на 26 марта 1995 года.