Версия для слабовидящих
Основные результаты деятельности постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам за 2021-2022 годы

Основные результаты деятельности постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по бюджету, налогам и финансам за 2021-2022 годы


11.07.2022 Бюджетная и налоговая политика Удмуртской Республики в отчётном периоде была направлена на решение задач по обеспечению сбалансированности регионального бюджета и местных бюджетов, гарантированное исполнение социальных обязательств, реализацию национальных проектов и оздоровление государственных финансов.
В центре внимания постоянной комиссии по-прежнему остаются такие направления, как укрепление доходной базы консолидированного бюджета Удмуртской Республики, её расширение на основе повышения инвестиционной привлекательности, обеспечение роста объёмов налоговых доходов консолидированного бюджета региона.
В целях поддержки индивидуальных предпринимателей и организаций в отчётном периоде проведена работа, направленная на внесение изменений в законы Удмуртской Республики, устанавливающие налоговые ставки на территории республики, в части установления новых или продления действующих налоговых льгот, прежде всего в отношении пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также от негативного влияния геополитической и экономической ситуации в условиях внешнего санкционного давления.
Совершенствование регионального законодательства в области межбюджетных отношений остаётся актуальной частью работы постоянной комиссии. Так, начиная с 2022 года, установлены дополнительные дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения. А с 2023 года вводится новое направление дотации для муниципальных образований.
Продолжилась работа по внесению изменений в Закон Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», в течение отчётного периода в него законодательно внесено 2 поправки, направленные на осуществление мероприятий, направленных на поддержку промышленного производства, агропромышленного комплекса, транспорта, ЖКХ, на строительство дорог, капитальные вложения, обеспечение бесперебойного функционирования государственных и муниципальных учреждений, осуществление мер социальной поддержки гражданам республики, а также связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактику и устранение последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
В июне 2022 года Государственным Советом Удмуртской Республики принят отчет об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2021 год, также подведены итоги исполнения параметров бюджета Удмуртской Республики за истекшие 5 лет, начиная с 2017 года (за время работы депутатов 6-го созыва).
В рамках формирования бюджета Удмуртской Республики на 2022 год и плановый период в ноябре 2021 года Президиумом Государственного Совета Удмуртской Республики по проекту закона Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» выбран формат общественного обсуждения, который проводился путем размещения на официальном сайте Государственного Совета Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о проведении общественного обсуждения по проекту закона о бюджете,  проекта закона о бюджете и информационных материалов к общественному обсуждению.
Каждый гражданин, проживающий на территории Удмуртской Республики, имел возможность по представленному документу направить свои замечания и предложения, однако в ходе проведения общественного обсуждения по проекту закона Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» вопросов не поступило.
В декабре 2021 года постоянной комиссией подготовлено проведение совместного совещания Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики и Президиума Правительства Удмуртской Республики, по итогам которого подготовлены Протокольные поручения Правительству Удмуртской Республики по отклоненным поправкам постоянных комиссий и депутатских фракций Государственного Совета Удмуртской Республики к проекту закона Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». В настоящее время часть протокольных поручений исполнена.
Итогом совместной работы с Главой Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики и депутатами Государственного Совета стало принятие бюджет Удмуртской Республики на очередной 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в котором предусмотрено финансирование национальных проектов, поддержка отраслей экономики и выполнение социальных обязательств перед гражданами республики. За отчетный период в данный закон о бюджете внесено 2 поправки, связанные с необходимостью резервирования средств на решение первоочередных задач, реализация которых предполагается за счет бюджета Удмуртской Республики, в том числе направленных на поддержку экономики, бизнеса и граждан в условиях антироссийских санкций.
В сентябре 2021 года проведен мониторинг правоприменения двух законов Удмуртской Республики за 2020 год. Это:
– Закон Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 года № 66-РЗ «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощенной системы налогообложения»;
– Закон Удмуртской Республики от 28 ноября 2012 года № 63-РЗ «О патентной системе налогообложения в Удмуртской Республике».
Выбор данных законов был обусловлен их актуальностью в 2020 году. В большей степени это связано с отменой с 2021 года единого налога на вмененный доход.
Цель проведения мониторинга – комплексное изучение регулирования правовых отношений в области применения специальных режимов налогообложения на территории Удмуртской Республики.
По итогам проведенного мониторинга правоприменительной практики отмечено, что при применении законов Удмуртской Республики наличие противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы, коррупциогенных факторов, ошибок юридико-технического характера не выявлено; искажений смысла положений данных законов и каких-либо коллизий норм права не установлено. Также обозначено, что по результатам оценки эффективности за 2019 год, проведенной в соответствии с Порядком формирования перечня налоговых расходов и оценки налоговых расходов Удмуртской Республики, все предоставленные налоговые льготы при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения признаны эффективными. Правительству Удмуртской Республики рекомендовано расширить меры поддержки предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения.
В начале 2022 года постоянной комиссией инициированы и проведены заседания рабочей группы с участием членов Правительства Удмуртской Республики по обсуждению механизма финансирования реализации наказов избирателей депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики. Пристальное внимание постоянной комиссии в течение отчётного периода уделялось проведению контроля и мониторинга хода исполнения наказов избирателей на 2022 год в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике. По их данным, по состоянию на 1 июня 2022 года, в большинстве территорий проводятся мероприятия по подготовке конкурсной документации, определяются подрядчики, заключаются контракты, поэтому исполнение наказов составляет около 10 %.
В июне 2022 года постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики принят Перечень наказов избирателей депутатам Государственного Совета Удмуртской Республики на 2023 год, в него вошли 152 наказа, поступившие от 52 депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики.  Общая сумма, необходимая для реализации наказов избирателей в 2023 году сумма составила 76 793,03 тыс. рублей.  
Еще одна рабочая группа создана в целях разработки законодательной инициативы Государственного Совета Удмуртской Республики в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части предусмотрения возможности оказания дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета на развитие экономики субъектов Российской Федерации, у которых при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации зачисляется в федеральный бюджет более пятидесяти процентов налоговых доходов, собираемых с их территории, и разработки новых форм финансовой поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.  В работу данной рабочей группы включились заместители Председателя Правительства Удмуртской Республики, министр финансов и министр экономики Удмуртской Республики совместно с депутатами Государственного Совета Удмуртской Республики. Проработка задач, поставленных перед членами рабочей группы, отложена в связи с ухудшением геополитической обстановки в мире и введением антироссийских санкций со стороны недружественных государств.
В январе 2022 года постоянной комиссией в целях реализации межпарламентского сотрудничества между Государственным Советом Удмуртской Республики и Государственным Советом Республики Татарстан организована выездная встреча членов постоянной комиссии с членами Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по бюджету, налогам и финансам для обмена опытом в решении вопросов, касающихся реализации бюджетной и налоговой политики.
Встреча прошла в формате диалога на территории Республики Татарстан в г. Казани. Коллеги из Татарстана поделились опытом реализации наказов, полученных от жителей республики по итогам избирательных кампаний. В связи с тем, что первостепенной задачей профильных комиссий являются вопросы формирования региональных бюджетов, большое внимание уделено бюджетному процессу в обоих регионах.
В ходе поездки делегация посетила Агентство инвестиционного развития Татарстана и познакомилась с инвестиционным потенциалом региона.  
В соответствии с Планом законотворческой деятельности Государственного Совета приняты законы о внесении изменений в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и о бюджете фонда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. В июне 2022 года целях обсуждения Отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики за 2021 год, постоянной комиссией организовано выездное заседание постоянной комиссии на территории ТФОМС УР.
В течение отчетного периода были продолжены ежемесячные рабочие встречи с Министерством финансов Удмуртской Республики с приглашением заместителей Председателя Правительства Удмуртской Республики и заинтересованных руководителей министерств и ведомств Удмуртской Республики. Во время проведения рабочих встреч обсуждение проводилось по вопросам, касающимся оперативного исполнения бюджета Удмуртской Республики, взаимодействия с федеральными министерствами, с муниципальными образованиями Удмуртской Республики, внесения изменений в региональное законодательство по вопросам ведения постоянной комиссии и др.  
В течение отчетного периода проводилась работа над законопроектами, поступающими на рассмотрение в постоянную комиссию из Государственной Думы Российской Федерации. В отчётном периоде поступило в работу 162 проекта федеральных законов, из них поддержаны 100, поддержаны с предложениями от постоянной комиссии – 3.  
Кроме того, постоянной комиссией в отчётном периоде рассмотрено 18 законодательных инициатив и обращений субъектов Российской Федерации, все они, кроме 1 обращения, были поддержаны.
За отчётный период в постоянную комиссию поступило более 30 обращений граждан и общественных объединений. Адресованные обращения касались вопросов налогообложения в части исчисления налога на имущество от кадастровой стоимости, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, по внесению изменений в федеральное законодательство в части регулирования банковской деятельности, о предложениях по мерам поддержки малого и среднего предпринимательства и др. Всем заявителям подготовлены и направлены ответы.

Наиболее значимые нормативные правовые акты
в сфере бюджета, налогов и финансов

1.    Закон Удмуртской Республики от 26.11.2021 № 119-РЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике»
Освобождены субъекты МСП от налогообложения в отношении одного объекта коммерческой недвижимости площадью, не превышающей 1000 кв. метров, на величину кадастровой стоимости 50 кв. метров с 1 января 2022 года в отношении одного объекта налогообложения по выбору налогоплательщика на основании заявления. Предлагаемый срок действия налоговой льготы - до 31 декабря 2023 года.
2.    Закон Удмуртской Республики от 26.11.2021 № 121-РЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Удмуртской Республики «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» и Закон Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике»
В целях приведения законодательства Удмуртской Республики в соответствие с федеральным законодательством внесены изменения в части установления порядка применения налоговых льгот в случае, если они не установлены в действующих редакциях, а также исключено положение по срокам уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций.
3.    Закон Удмуртской Республики от 12.01.2022 № 1-РЗ «О внесении изменения в статью 2 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике»
Освобождены от налогообложения по налогу на имущество организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта (включенные в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства) в отношении объектов недвижимого имущества или комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Льгота предоставляется за налоговые периоды 2021, 2022 и 2023 годов.
4.    Закон Удмуртской Республики от 15.07.2022 № 41-РЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике»
Освобождены от уплаты налога на имущество организации, являющиеся застройщиками в отношении строящегося многоквартирного дома либо нескольких многоквартирных домов, строительство которых осуществляется в пределах одного разрешения на строительство в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2014 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», и зарегистрировавшие право собственности на объект незавершённого строительства в отношении соответствующего многоквартирного дома.
5.    Закон Удмуртской Республики от 04.10.2021 № 104-РЗ «О внесении изменений в статью 1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощенной системы налогообложения»
Установлена налоговая ставка в размере 2 процентов для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, и налоговая ставка в размере 5 процентов для выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов для налогоплательщиков:
- осуществляющих экономическую деятельность в населенных пунктах с численностью населения до 5 тысяч человек (таких населенных пунктов в Удмуртской Республике на сегодняшний день 1938);
- являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, участвующих в создании объектов туристической инфраструктуры в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (при условии включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и заключения соглашения с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики) – в настоящее время таких субъектов предпринимательской деятельности в Удмуртской Республике насчитывается более 1400;
- являющихся резидентами территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территории Удмуртской Республики.
6.    Закон Удмуртской Республики от 26.11.2021 № 120-РЗ «О внесении изменений в статьи 1 и 1.2 Закона Удмуртской Республики «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощенной системы налогообложения»
Установлено:
- в 2022 году налоговая ставка для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Удмуртской Республики, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, в размере 4 процентов, и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 10 процентов для перешедших с 1 января 2021 года на применение упрощенной системы налогообложения после снятия с учета в качестве плательщика единого налога на вмененный доход;
- в 2021 году для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая ставка в размере 1 процента, и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка в размере 5 процентов, в отношении тринадцати определенных видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (наиболее пострадавших во время пандемии);
- продлён период действия пониженных налоговых ставок для организаций и индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных на территории Удмуртской Республики в 2022 и 2023 годах в связи с переменой ими соответственно места нахождения и места жительства в первые два налоговых периода предприниматели, снявшиеся с регистрации в иных регионах Российской Федерации и зарегистрировавшиеся в Удмуртской Республике.
7.    Закон Удмуртской Республики от 28.07.2021 № 88-РЗ «О внесении изменения в Закон Удмуртской Республики «Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощенной системы налогообложения»
Установлены пониженные налоговые ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и повторно зарегистрированных на территории Удмуртской Республики в 2021, 2022 годах в связи с переменой ими соответственно места нахождения или места жительства.
8.    Закон Удмуртской Республики от 30.11.2021 № 125-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О патентной системе налогообложения в Удмуртской Республике»
Расширен перечень видов предпринимательской деятельности дополнительными видами, в том числе торговля через автоматы, услуги бань и саун, деятельность детских комнат в торговых развлекательных центрах и др.
Установлена новая дифференциация размеров потенциально возможного к получению годового дохода с учётом территории действия патентов – по 3-м группам муниципальных округов в Удмуртской Республике вместо действующих 4-х, в связи с проводимой муниципальной реформой.
9.    Закон Удмуртской Республики от 30.12.2021 № 142-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике»
Начиная с 2022 года, установлены дополнительные дифференцированные нормативы отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения.
Начиная с 2023 года вводится новое направление дотации – за обеспечение прироста поступления УСН в размере 50 процентов от суммы прироста по итогам отчетного года по сравнению с предыдущим годом.
10.    Закон Удмуртской Республики от 27.12.2021 № 140-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
Бюджет Удмуртской Республики направлен на обеспечение реализации национальных целей и стратегических задач развития, исполнение социальных обязательств перед гражданами, а также нивелирование последствий от распространения новой коронавирусной инфекции.
Основные характеристики бюджета Удмуртской Республики:
на 2022 год: доходы 84 563 млн рублей, расходы 85 377 млн рублей, дефицит бюджета 814 млн рублей:
на 2023 год: доходы 90 064 млн рублей, расходы 90 064 млн рублей,
на 2024 год: доходы 89 338 млн рублей, расходы 89 338 млн рублей.
Бюджет спроектирован по программному принципу: финансовое обеспечение реализации 30 государственных программ Удмуртской Республики, в том числе реализация мероприятий 35 региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национальных проектов, и непрограммные направления деятельности.
Расходы на финансирование государственных программ социальной направленности в данном законе составляют 67 % в общем объеме всех расходов бюджета Удмуртской Республики.



Возврат к списку материалов

Перейти в список депутатов

Перейти в список комиссий

Перейти в список фракций