Версия для слабовидящих
В Ижевске открылась выставка, посвящённая 75-летию строительства железной дороги «Ижевск-Балезино»

В Ижевске открылась выставка, посвящённая 75-летию строительства железной дороги «Ижевск-Балезино»


15.01.2019 Сегодня в Центральном государственном архиве Удмуртии открылась выставка «Дух патриотизма», посвященная 75-летию со дня ввода в эксплуатацию железной дороги «Ижевск-Балезино». 
В торжественной презентации выставки приняли участие председатель постоянной комиссии по общественной безопасности, Регламенту и организации работы Государственного Совета Елена Дербилова, председатель Комитета по делам архивов при Правительстве республики Наталья Тойкина, заместитель начальника Горьковской железной дороги по Ижевскому территориальному управлению Александр Лапшин, родственники участников строительства, архивисты, представители исторического сообщества, краеведы, педагоги и ученики школ республики. 
В своём выступлении Елена Дербилова выразила слова искренней благодарности всем сотрудникам архивной службы за кропотливый многолетний труд ради сохранения исторической памяти Удмуртии и её народа, а также же большую работу, направленную на увековечивание трудового подвига жителей Удмуртии, многие из которых отдали жизнь и здоровье ради Победы. 
«Сегодня у нас есть уникальная возможность познакомиться со значительным вкладом крестьянства нашей республики: женщин, подростков, стариков, которые ковали победу в тылу, и помогли снабдить наш фронт и оружием и деревом, кто как мог, тот так и работал… Мы все понимаем, что без прошлого нет будущего, что без архивного документа нет истории государства и его народа», - сказала Елена Дербилова. 
Она отметила и весомый вклад архивистов в патриотическое воспитание подрастающего поколения, информирование жителей Удмуртии об истории малой родины. 
Председатель Комитета по делам архивов при Правительстве УР Наталья Тойкина рассказала, что всего в архивах Удмуртии хранится более 5 миллионов 300 тысяч дел – документов об истории республики, уникальных свидетельств прошлого, важное место среди которых занимают данные времен Великой Отечественной войны. 
«Архивы – это, по большому счету, своеобразная машина времени. Знакомясь с этими документами, мы можем погрузиться в историческую эпоху, проникнуться героическими и трагическими страницами истории нашего края», - сказала она. 
Выставка, открывшаяся сегодня, посвящена одному из значительных событий того времени – строительству железной дороги «Ижевск-Балезино», которая была введена в эксплуатацию 15 января 1944 года, а решение о её создании было принято в ноябре 1941 года. 
В экспозиции представлены как архивные документы, так и уникальные исторические материалы, часть из которых предоставили ученики школы № 10 города Ижевска, где работает музей Трудовой славы строительства железной дороги «Ижевск-Балезино». 
В продолжении встречи перед гостями мероприятия выступили подполковник медицинской службы в отставке, краевед, общественный деятель, один из инициаторов открытия памятника «Станция Узгинка – дорога на фронт» в Кекоране, автор книги о строителях железной дороги «Ижевск-Балезино» Пётр Фертиков и председатель Совета ветеранов-железнодорожников Михаил Русских, сын участницы строительства. 
Они рассказали о том, как велись работы, каким трудом и какими жертвами создавалась железная дорога, и подчеркнули, что такие исторические факты должны служить воспитанию подрастающего поколения, которое должно чтить подвиги предков, помнить о лишениях и тяготах военного времени, высоком патриотизме и безграничной любви к Родине, ставшими основой Великой Победы. 
Сегодня же делегация сотрудников архивной службы республики и Горьковской железной дороги по Ижевскому территориальному управлению возложила цветы к мемориалу в память о строителях железной дороги «Ижевск-Балезино», расположенному близ села Кекоран. 


Справочно: Линия Ижевск-Балезино протяженностью около 150 км связала северную и южную часть Удмуртской республики, что дало возможность освоить новые лесные массивы, расширить топливную базу оборонной промышленности г.Ижевска. Она создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке леса, кизеловского каменного угля, металла, химикатов и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики. Строительство дороги началось по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 г. и приказу Наркома путей сообщения СССР от 30 ноября 1941 г. Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки. Основной рабочей силой были колхозники, мобилизованные на строительство Удмуртским обкомом ВКП (б) и Совнаркомом УАССР в порядке массовых выходов. Насыпь железнодорожного полотна повсеместно была поднята в течение одного месяца - июня 1942 г., сразу же началась укладка шпал. В период с 1942 по 1944 годы в строительстве приняли участие 29 районов Удмуртии. Максимальный выход был организован в июне, июле 1942г., когда на трассе ежедневно трудилось 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников. В марте 1943 г. по железнодорожной линии Ижевск - Балезино было открыто рабочее движение. Только в 1943-1944 гг. по линии было перевезено более 1 млн. 600 тыс. тонн различных грузов, главными из которых явились спецдревесина для авиазаводов, рудостойка для Донбасса и топливо для оборонных предприятий. В октябре 1943 г. колхозники Удмуртии рапортовали И.В.Сталину об итогах своей работы на строительстве дороги «Ижевск – Балезино». 9 февраля 1945 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке этой железнодорожной линии в постоянную эксплуатацию. 
 По материалам сайта gasur.ru

Возврат к списку материалов

Перейти в список депутатов

Перейти в список комиссий

Перейти в список фракций